Уроки доброты
Организации Объединенных Наций с 1993 года отмечается 3 декабря.

Международный день инвалидов напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте. Этот день очень нужен нашему обществу – и для того чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успехов в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.
Проведение мероприятий «Уроки доброты» (далее – Уроки Доброты) по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должно быть направлено на формирование взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками. Как нельзя лучше это иллюстрируют положения Декларации независимости инвалида, созданной Норманом Кюнком.
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их
социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать
лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам
удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает
восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного
удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте,
поддерживайте и действуйте.
Основными формами организации занятий должны быть:
Case-study (анализ конкретных ситуаций)
Мини-лекция
Дискуссия
Дебаты
Мозговой штурм (брейнсторм)
Деловая игра
Мастер класс
Дискуссионная технология «Аквариум»
Социально-психологический тренинг
Методика «Займи позицию»
Групповое обсуждение
Методика «Дерево решений»
Методика «Попс-формула»
Темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.
1. Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?
2. Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный)
3. Каждый росток тянется к солнцу
4. Друг в беде не бросит… Давай дружить!
5. Невредные советы: Как дружить по-настоящему
6. Игры, в которые мы играем
7. Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях
8. О силе духа и слабости
9. Видеть руками
10. Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью
11. Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте
12. Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве
13. Не надо ограничивать возможности
14. Учиться вместе
15. Слышать сердцем
16. Пойми меня
17. В темноте и тишине
18. Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Минус» на «плюс»
…или кое–что из математики жизни
19. Жизнь в движении
20. Верить в себя
21. Упасть и снова подняться
22. Мой жизненный выбор
23. Преодоление каждый день
24. Быть особенным – жить как все
25. Мы с тобой одной крови
26. Что за птица – «белая ворона»? или инвалидность как форма жизни
27. Моя позиция = моя жизнь
28. Счастье жить
29. Человек с инвалидностью: любить и быть любимым
30. Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ
31. Социальная интеграция
32. Пусть меня научат… Профессиональная самореализация
33. Профессиональное образование. Трудоустройство
34. Защита или сотрудничество?
35. Волонтер, социальный куратор – это …?
На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий.
Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся
5-11 классов - 45 минут.
Классный руководитель 5 класса Чекмарёва Е. И. провела урок-размышление «Волшебная сила доброго слова». В ходе классного часа учащиеся вместе с учителем размышляли о важнейшей нравственной ценности: добре и уважении, писали мини-сочинение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать», а также рисовали символы добра и зла.